Давайте дружить письмами!

Рынок кричит: дайте хороших продавцов! Почему люди не идут в продажи и что с этим делать
25.04.2019
Время: 7 мин
Просмотров: 98

Очевидно, что на рынке наблюдается кадровый голод на реальных экспертов в продажах. На людей, которые гордятся своим делом и хотят развиваться в этой сфере. О том, что на самом деле представляет собой профессия продавца сегодня, почему на рынке проблема с их наличием и что с этим дефицитом можно сделать, — своим мнением делится совладелец группы компаний Pro Retail Евгений Вяткин.


Евгений Вяткин

Cовладелец ГК “Pro Retail”: "Pro Retail", "Audit Service" и образовательного проекта "Up&Up", автор “Школы продаж Евгения Вяткина”


Не секрет, что одна из самых сложных позиций для любого рекрутера сегодня — специалист отдела продаж. Профессия, с одной стороны, дискредитирована советским прошлым, а с другой — есть пробел в подготовке специалистов в высших учебных заведениях. 

Рекрутеры хватаются за голову, когда мы говорим, что нужны продавцы. Есть конкретный пример. Руководитель отдела продаж белорусского автодилера поделился, что в течение года провел порядка 300 собеседований, чтобы в итоге найти всего одного продавца, который устраивал бы его и компанию.

Среди работодателей и соискателей, в свою очередь,  существует ряд стереотипов, которые идут вразрез с пониманием современных продаж. Разберемся подробнее.

 

Стереотипы в продажах

 

Стереотипы со стороны работодателей:

1. Хороший продавец может продать все.

2. Продажами может заниматься каждый. Главное — знать продукт и владеть высоким уровнем коммуникации.

3. Можно рисовать систему возможного дохода, оклад можно не платить.

— Во многих белорусских компаниях, несмотря на то что все хотят хороших продавцов, статус профессии низкий.

Стереотипы со стороны продавцов:

1. Продажи — это самая неблагодарная работа.

2. На рынке продавцов большая конкуренция. Все «вкусные» клиенты уже разобраны.

3. Продавать можно только ценой, поскольку во многих компаниях продукты одинаковые, и у этой компании нет «мегатурбонадува» и пожизненной гарантии.

4. Продажи — это в большинстве своем холодные звонки.

 

Фото с сайта swimstone.pl

Фото с сайта swimstone.pl

 

Конечно, все это заблуждения.

Для начала необходимо определить, о каких продажах идет речь и с какой лигой продавцов мы имеем дело:

1. Первый уровень — транзакционные продажи: клиенту нужно дать то, что он хочет. Этот уровень продаж демонстрирует ситуацию, когда большой экспертизы не нужно. Быть максимально вежливым, исполнять обязательства и в целом соответствовать ожиданиям клиента. Этого достаточно, чтобы клиент сказал: «Спасибо, было приятно». Сотрудники транзакционных продаж, как правило, недорогие, поскольку не обладают уникальными компетенциями, за которые работодатель готов платить. Несмотря на то что этот уровень называется «транзакционные продажи», напоминает он, скорее, процесс обслуживания или сбыта. Сотрудников первого уровня продаж найти не очень сложно. Сегодня большая составляющая продавцов в компаниях относится к категориям транзакций: выписка, склад, логистика, ответы на входящие запросы.

2. Второй уровень — консультационные продажи: у клиента есть понимание формальной потребности в каком-то продукте или в каком-то решении, но ему нужна консультация.

Например, сейчас мы находится в процессе выбора интернет-агентства для комплексного продвижения наших компаний в сети. И в принципе, мы понимаем, какой нам нужен результат на выходе. Но весь разговор мы строили по принципу «покажите, что вообще может быть и как это можно отслеживать и оценивать». Мы опирались на их экспертизу и консультацию.

В этом случае компетенции продавцов должны быть гораздо шире, чем в транзакционных продажах. И коммуникации, которые часто продаются на рынке под соусом «продажи», — это лишь один из элементов. Продавец должен отлично владеть рынком, понимать конкурирующую среду: у кого какие услуги есть, какие из них развиты, какие не очень. Хорошо разбираться в том, как выглядит бизнес клиента изнутри его глазами. Говорить на языке решений клиента, а не на языке свойств своего продукта или своей услуги. Очевидно, что таких людей на рынке меньше. Важно понимать, что каждая из этих компетенций, как и набор личных качеств, поддается тренировке и развитию.

 

Фото с сайта biceps.com.ua

Фото с сайта biceps.com.ua

 

3. Третий уровень — стратегические продажи: мы формируем клиентские потребности. С моей точки зрения, это высшая лига продажников. Они должны настолько хорошо понимать бизнес клиента, свой продукт, рынок, в котором играют, чтобы зерно потребности зародилось в сознании клиента. Ничего плохого в этом нет. Речь не про «втюхать». Речь про развитие представлений клиента о его возможностях по отношению к нашему продукту или услуге. На этом уровне все компетенции, что были перечислены выше, должны быть доведены до идеала. В нашей отрасли есть люди, которые ругают продавцов. Я считаю, что на их пути просто встречались слабые продавцы, которые в целом не понимают, что такое продажи. А это умение показать человеку свою экспертизу и понять, нужен ли ему этот продукт, под каким соусом его съесть.

Согласитесь, большое удовольствие встретить людей, на опыт и мнение которых можно опереться. Они развивают наш клиентский кругозор.

Помимо уровней, в продажах существуют еще и разные роли, о которых мы сейчас много где говорим и слышим. Выбирая свой путь, важно понять, что у продавца лучше получается.

 

Мое глубокое убеждение, что современный отдел продаж — это продажи, которые работают технично. Все разбито по ролям и задачам, определенным в соответствии с сильными сторонами продавцов.

Есть продавцы, которые испытывают кураж и получают удовольствие от знакомства с новыми клиентами и привлечения их в компанию. А есть те, кому нравится заниматься поддержанием отношений с клиентами и их развитием. Редкий случай, когда эти два качества сочетаются в одном человеке.

 

Фото с сайта drampush.ru

Фото с сайта drampush.ru

 

Карьера в продажах

 

Есть два вида карьеры, в том числе в продажах:

Вертикальная: когда люди растут в должности: ассистент — продавец — старший менеджер — ведущий специалист — начальник отдела продаж.

Горизонтальная: когда ты становишься the best в своем функционале.

Мне импонируют люди, которые стремятся быть в своей карьере номер один. Этот путь надежнее. Такая карьера принадлежит тебе лично. Ее никто у тебя не заберет.

Предположим, ты банковский сотрудник, и у тебя есть глубокие знания финансовых услуг, услуг твоего банка, внутренних регламентов и процедур. Но если ты плюс к этому профессионально общаешься с разными типами клиентов, обладаешь отраслевой экспертизой, хорошо разбираешься в потребностях сегмента бизнеса клиента, владеешь инструментами переговоров и убеждения, навыками аргументации своей позиции и методами обоснования стоимости своего предложения, есть все шансы быть одним из лучших в своей отрасли. Современные продажи — это понимание трех уровней продаж и разделение ролей внутри структуры.

 

Почему образуется кадровый голод в продажах?

 

Ситуация такова. Люди, которые не хотят работать по специальности, пришли в продажи, надеясь на быстрое построение карьеры, с одной стороны. С другой — отсутствие точной системы погружения этих людей в профессию. Это, безусловно, демотивирует и приводит к разочарованиям. Сотрудники начинают пенять на компанию, на продукт, на руководство, на рынок и дальше идут искать свое «место под солнцем».

 

Говоришь им про перспективы работы с клиентами, а у них это вызывает отторжение. Еще сильнее — когда говоришь про продажи.

И как следствие, многие компании умело маскируют эти должности, называя по-разному функционал, который все равно предполагает работу с клиентами и развитие клиентских отношений — дизайнер-консультант, инженер по технике, специалист по развитию партнерских отношений. И это понятно, поскольку назови вакансию просто «менеджер по продажам» — откликов на нее специалистов по продажам будет немного.

 

Как мы собираемся это исправить?

 

 

К нам постоянно обращаются с запросом «дайте хороших продавцов». Я уже молчу про руководителей отдела продаж, это вообще отдельная тема. Но у нас самих в компании всегда дефицит хороших продавцов. Мы всегда в поиске и готовы расширить штат, если увидим сильных.

Поэтому у нас возникла идея — как можно повысить культуру профессии в стране и ее престиж.

Мы запустили проект «Up&Up», в котором планируем решать проблемы обеих сторон: тех, кто ищет себя, и компаний, которые испытывают дефицит крутых специалистов. Для самих продавцов это возможность в первую очередь построить не только вертикальную, но и горизонтальную карьеру. 

Суть проекта: каждый месяц мы собираем группу участников, которая в течение 7 недель проходит поэтапное обучение. Внутри себя проект содержит различные форматы: тренинговые занятия, дни открытых дверей в компаниях-партнерах, видеопрезентации, формат коммерческих переговорных поединков.

Идея: мы все понимаем, что постоянно ведем коммуникацию друг с другом. Например, парикмахер осознает, как важно уметь общаться с клиентом, уметь продать свои ценности, свою услугу, косметику, с которой он работает, свои руки, свое мастерство. И он понимает, что от этого зависит в итоге его количество клиентов, его средний чек и, как следствие, его доход. А ведь его этому не учили, его учили работать руками. Хирурга учили оперировать, его не учили работать непосредственно с пациентами. В сфере ИТ, где люди в любом случае сталкиваются с коммуникациями с заказчиками, тоже чураются слова «продажи». Хотя они в большинстве своем выполняют функцию продавцов: они продают идеи, услуги, решения. Но на сегодня нет таких профильных заведений, которые могли бы погрузить человека в профессию продавца.

Поэтому мы ориентируем проект на четыре категории людей:

1. Те, кто только определяются и выбирают свою профессию будущего.

2. Те, кто уже работают в продажах, но не уверены, что это их «путь сердца».

3. Продавцы, которые хотят развиваться и строить горизонтальную карьеру.

4. Те, кто работают в разных отраслях и в работе которых есть, помимо основного функционала, коммуникация с клиентами. Например, адвокаты, парикмахеры, фотографы, аудиторы, доктора и т.д.

Задача — влюбить их в процесс продаж, в эту профессию и развить в них определенный набор компетенций.

Результатом проекта может стать трудоустройство продавцов в одну из компаний, участвующих в проекте (к нам, нашим партнерам или клиентам).

 

Мы верим в то, что понимание и отношение к профессии продавца будут меняться.

 

Опубликовано: Про Бизнес.