В больших бизнесах есть финансовые директора, поставленные процессы. В малых бизнесах случаются кассовые разрывы очень болезненные. В малых бизнесах собственники учатся управлять финансовыми потоками. Когда выручка падает в 3 раза, то надо платить по счетам, надо планировать будущее. И тут возникает вопрос: а что нам делать с финансами?
- Компании чувствуют себя хорошо те, у кого была подушка и не очень чувствуют себя тогда, когда её нет. Согласны ли Вы с этим или нет?
- Когда у компании есть подушка, надо помнить, откуда она взялась. И если это была заслуга не компании, а заслуга ниши, где она работала, то сейчас у компании будут очень большие расстройства. Она не научилась самостоятельно зарабатывать деньги, и она не совсем эффективно будет их расходовать в условиях, когда всё поменялось. Компании, которые бились как рыба об лёд в каких-то низко маржинальных нишах бизнеса, есть подозрение, что они нормально с профитом выйдут из этого всего кризиса. Т.е. из кризиса они могут выйти с подушкой, они тренировались всё это время.
- Основная идея резать затраты, все ринулись «косты» сокращать. Правильно ли это?
- Мы начинаем говорить про урезание «костов», на самом деле это не про успех. Хорошая была фраза «Ни одна успешная компания не начинала с сокращения затрат». Есть специальная литература по бизнесу и там всё очень просто написано:
1) Сначала компания режет «косты», занимается сокращением затрат, так делаю все во всём мире.
2) Работа над конкурентоспособностью: прокачивание отдела продаж, развитие маркетинга, понимание своего места в этом мире.
3) Развитие технологий, бизнес-процессов.
Последовательное выполнение этих шагов оно позволяет выровнять ситуацию в любом бизнесе. Что касается «костов», очень важно увидеть некую перспективу видение бизнеса в краткосрочном среднесрочном будущем. Какие Вы активности ведёте, которые ведёт к «костам». Что нам полезно, а что оказывается бесполезным.
- Наступает история, когда выручка снижается, но не все имеют финансовое образование. Что начинают делать предприниматели? Чтобы выручку нагнать, начинают применять объемы скидки и тд. Поделитесь инструментом, при каком объёме, какую скидку можно давать?
- Правило очень простое: надо научиться считать маржинальность. Что такое маржа? Это ваша выручка минус все прямые затраты, которые возникли благодаря тому, что у вас есть эта выручка. Мы должны чётко осознавать: мы даём скидку, но с Вас объем.
Причины кризиса:
1) Пандемия короновируса – закрытие границ (в магазин не подвезли лимон или имбирь, вследствие чего – ажиотажная цена, поэтому товар дороже)
2) Выход России из ОПЕК+ - снижение цены на нефть и курса RUR-падение бел.рубля
3) Всеобщее ожидание циклического кризиса - Кризис
Правила поведения в кризис:
1) Инвестиции ставим на «стоп». Если было желание потратить деньги, то лучше пока этого не делать.
2) Уходим в кэш
3) «Надо раздеваться и работать». Подтверждается в любом кризисе. Перестаньте считать, начинайте работать! Время, когда мы считали: вот за эти деньги мы работать не будем, сейчас оно уходит, тем более кризис. Вчера Вы продали свою услугу за нормальную цену, это не гарантия того, что это будет завтра и после завтра по такой же цене.
Все в статьях пишут: «Не надо пинать дохлую лошадь!» То, что Вы знали, хотели, то что у вас было, сейчас это ничего не стоит. Поэтому очень важно сейчас понимать: если у Вас сейчас хоть какая-то маржинальность есть – то мы работаем. Пускай эта маржинальность упала в 10 раз – значит объёмы надо увеличивать в 10 раз. Надо сегодня объёмами брать, а не драться за какую-то несбыточную маржу. Да, мы снижаемый маржинальность, но мы должны при этом увеличивать объём.
- Что делать с денежными накоплениями?
Если у Вас есть денежная подушка, делим её на 3 части:
- Деньги на повседневную активность.
Смысла гонять белорусские деньги в доллары и обратно нет смысла. Эти деньги держим в той валюте, в которой будем осуществлять платёж.
- Резервный фонд
Резервный фонд нам нужен для того, чтобы выдержать удар судьбы. Т.е. считается, что минимальная граница резервного фонда: Вы должны за эти деньги прожить 3 месяца без выручки, но при этом Вы финансируете ключевые статьи. Обязательно переосмыслить объёмы активностей, потому, что ключевые позиции – это зарплата той боевой команде, с которой вы собираетесь делать деньги, аренда, которая реально нужна. Поэтому резервный фонд, он в размере 3-ёх месячных расходов.
- Инвестиционный фонд
Инвестиционный фонд - те деньги, которые Вы хотели возможно потратить сейчас или те деньги, которые у Вас соберутся, и Вы будете «бомбить» в течении кризиса. Эти деньги лучше всего тратить после окончания кризиса. Очень важно не переоценить собственное желание в период кризиса. Если пошла супер прибыль, её изымаем и откладываем в инвестиционный фонд до лучших времён.
«Очень важно часто бизнес держать на денежном «подсосе», нельзя его перекармливать деньгами!»
Лайфхаки в корпоративных финансах:
- Надёжный учёт: отчёт о движении денежных средств косвенным методом (расчёт FCF)
Очень важно понимать, откуда приходят и куда уходят деньги. Надо увидеть форму (отчёт о движении денежных средств), чтобы понять, где деньги.
- Доступ к деньгам: депозит, овердрафт
Надо постараться обеспечить доступ к деньгам. В обычные времена - это возможно депозит. Но я рекомендую открыть овердрафт, если есть возможность. Я могу прогнозировать, что когда мы не можем заплатить контрагенту, он выставляет нас в налоговую, мы не можем заплатить зарплату. С овердрафта ничего не спишут. Это маленькая кредитная линия, которой можно профинансироваться, если совсем уже прихватит под горло, возможность взять у банка деньги, пускай под высокие проценты с комиссиями, но в условиях, когда не хватает денег, такая заначка должна быть.
- Планирование денежных потоков: скользящее бюджетирование
Надо научиться планировать деньги, составлять план. Ваша задача понять точки, где идут деньги, а где их нет.
-Как сейчас прогнозировать денежный поток?
В компании А1 любят говорить и повторять: «Важнее не получить итоговый результат, а в бюджетировании важнее процесс планирования». И он важен именно сейчас. Потому что, когда Вы сейчас пытается прописать свою финансовую модель, у Вас вдруг возникают десятки вопросов, которые заставят Вас выяснить истинные причины: что случилось с покупателем, с отделом продаж, деньгами? И очень важно ответить себе на все эти вопросы.
Инструменты управления денежными потоками, концентрация денежных средств:
Идея очень проста: в мире бизнеса, к сожалению, нет хороших нет плохих, есть свои и чужие. Моя задача, как бизнесмена, сделать так, чтобы мои оставались деньгами, про чужих, к сожалению, я буду думать меньше. Самая простая идея, как немного «устаканить» хаос с Вашими финансами - концентрироваться на финансах по понедельникам и по вторникам. Я здесь предложил рабочую неделю. С понедельника по пятницу мы получаем деньги в виде поступлений от покупателей. Задача очень простая: каждый день в конце дня эти деньги аккуратно переводить на депозит. И заранее уведомить всех, что платёжный день у нас вторник. Это тонкий расчет, потому, что это позволяет попасть деньгам к Вам на депозит и полежать там субботу и воскресенье, капитализироваться.
Каждый финансист знает такую поговорку: каждая бумажка должна отлежаться.
Мы в понедельник отсекаем ненужные счета, во вторник спокойно платим, все остальные 3 дня этот человек занимается другой полезной работой, не концентрируясь на финансах.
- 3 книги по финансам, доступные и полезные для малого и среднего бизнеса?
- Д. Майстер, «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги».
- «Книга по управлению эффективностью бизнеса»
- Д. Сыч, «17 вопросов про личные деньги».
14 августа бизнес-консультант Pro Retail с международным опытом в области финансов и финансового учёта и управляющий партнер «Эрудит» Дмитрий Сыч проведет семинар на острую для бизнеса тему «Антикризисный финансовый менеджмент»: как сейчас управлять деньгами и что делать, если всё уже пошло по негативному сценарию.
Об этом и многом другом вы узнаете на семинаре «Антикризисный финансовый менеджмент».
Семинар состоится офлайн в гостинице «Пекин» с 17 до 21.00 с организованным нетворкингом и перерывом на кофе-брейк.
Устройте себе обучение на семинаре Дмитрия Сыча!
Вас ждут 4 продуктивных часа с проверенными инструментами, говорящими кейсами и обратной связью от одного из самых востребованных экспертов в сфере финансов!
Стоимость участия в семинаре — 250 BYN.
Регистрация по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/13kkJeTGKESXSG9EBXR42U0iy83tUZ5p3zjT8r3MF6Nc/edit?usp=sharing
.
Бизнес-консультант ГК “Pro Retail”, управляющий партнёр ГК “Эрудит”. Консультант с международным опытом в области финансов и финансового учёта
- Управляющий партнер ООО «Образовательный центр «Эрудит».
- Опыт в преподавании международных стандартов финансовой отчетности и финансового менеджмента с 2001 года.
- 15 лет опыта работы в национальном и международном аудите.
- 5-летний опыт руководства Департаментом риск-консультирования KPMG.
- Эксперт Рабочей группы экспертов по международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности (UNCTAD, ООН, Женева, Швейцария).
- Свыше 200 статей опубликовано на тему бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности.
- В 25 лет стал лучшим бухгалтером в РБ (по версии «Агентства Гревцова»).
- Спикер международных конференций в Минске, Киеве, Алматы, Ташкенте.
- Финансы
на мероприятие